Пестрое лето. Российский и мировой рынок стали

Прошедшая неделя выдалась… пестрой. Было много событий, зачастую неоднозначных. Ситуация на рынке стали противоречивая, его словно растягивают в разные стороны. Все это напоминает нынешнюю погоду на Земном шаре, где катастрофические наводнения в одних регионах соседствуют с засухами и лесными пожарами в других.

Металлургические компании по-прежнему выражают свое неприятие идеи экспортных пошлин, которые вступят в силу с 1 августа. Основной лейтмотив заключается в том, что введение 15%-го тарифа катастрофически снизит рентабельность российских компаний, у которых в продажах велика доля экспорта, и ослабит их конкурентоспособность на мировом рынке.

Для крупных металлургических комбинатов финансовые потери от пошлин, очевидно, не станут трагедией. Так, Магнитогорский меткомбинат оценивает их примерно в $150 млн., тогда как только во втором квартале компания получила чуть более $1 млрд. чистой прибыли, что более чем вдвое превысило показатель первых трех месяцев текущего года. Вообще, по-настоящему серьезные проблемы возникнут лишь у компаний, для которых основным бизнесом является продажа экспортной заготовки. По-видимому, рентабельность у них останется положительной, но обидно низкой.

Так или иначе, от введения экспортных пошлин на российском рынке ждут понижения цен на прокат. И для этого, бесспорно, есть основания — прежде всего, значительное превышение внутренних котировок над экспортными в последние 2-3 месяца. Очевидно, в итоге российские цены не упадут ниже мировых (хотя тут еще вопрос, что считать мировыми), но размер этой премии должен значительно сократиться.

Цены на стальную продукцию в России снижаются, но все равно остаются очень высокими. При этом обстановка на мировом рынке стали не способствует их спаду. В первую очередь, воду мутит Китай, где параллельно развиваются сразу несколько процессов. Так, правительство продолжает ограничительную политику в отношении металлургов. Ряд компаний в нескольких провинциях получили от властей требование сократить выпуск до уровня 2020 г. Для экономики, похоже, готовят мягкую посадку. По крайней мере, только этим можно объяснить радикальное сокращение инвестиций в строительство и инфраструктуру, с одной стороны, и кредитную накачку реального сектора, с другой. Впрочем, очевидно, что потребительского бума, в конце прошлого года завалившего китайскую промышленность ворохом экспортных заказов, скорее всего, больше не повторится.

Таким образом, накануне введения экспортных пошлин внешняя конъюнктура для российских компаний улучшилась. Правда, значительного повышения все-таки не произошло, но, по крайней мере, котировки перестали падать.